|
Арыздасу "Арыздасу"-прощальное
слово умирающего. Находясь в здравом уме, он
прощается со своими детьми, родными и со всеми
присутствующими. Говорит им о своих несбывшихся
мечтах и просьбах. Некоторые прощальное слово
называют "макулдасу". Иман
айту Отходная. Человек,
чувствующий неизбежность кончины, сам себе
воспевает отходную. Если больной не в состоянии,
то за него отходную воспевает один из
присутствующих. По традиции с тяжелобольным
сидят родные, близкие родственники, мулла. Это
называется "кузет". Человека, умершего без
отходной, в народе называют "арам олипти"
или "имансыз олипти". Последний вздох перед
смертью называют "ант-мезгил". Естирту Извещение о смерти. Весть о
кончине родителей, сына или дочери, близкого
родственника всегда трагична. Извещающий
начинает говорить тактично, издалека, просит
проявить выдержку. Такую весть не сообщали где
попало, не относились к ней спустя рукава. В
народе много философских, психологических,
классических примеров "ест?рту". Его
поручали человеку, владеющему ораторским
искусством, многоуважаемому аксакалу. Конил
айту Соболезнование,
выражение скорби, сочувствия по поводу кончины
родственника. Знакомые, родные спе циально
посещают дом, в который пришла беда,-для "конил
айту". Цель визита - успокоить, разделить горе.
Не выразить родственникам умершего
соболезнование (конил айту) считалось постыдным.
Умение же выражать сочувствие- знак уважения,
человечности. Шашын
жаю Распускать волосы. Женщины
распускали волосы (косы) только в знак траура при
кончине близкого человека, выражая этим глубокую
скорбь, горе, несчастье во время
"жоктау"(прощальный плач-песня). Война,
конфискация в годы голода и т.п. сопровождались
слезами, горем народа. Женщины выражали свое
внутреннее, физическое, моральное состояние
стихами, сложенными самой песней-плачем. К
женщине, которую постигло горе, услышав скорбную
плач-песню, приходили аксакалы в дом,
успокаивали, всячески поддерживали.
"Жоктау" пели с распущенными волосами, по
этой причине казахи своим дочерям запрещали
распускать волосы, объясняя, что это не к
добру-"шашынды жайма". Жоктау Плач-песня об умершем. Как
известно, плач, слезы облегчают человеческое
горе. С плачем-песней казахи провожают в
последний путь усопшего. В "жоктау" поется о
неописуемом горе, о постигшей беде, о
невосполнимой утрате, вспоминаются добрые дела
умершего; "жоктау" сочиняли акыны или мать,
сестры умершего. "Жоктау" не религиозная, а
национальная ритуальная традиция, которая учит
ценить человека и помнить о нем. "Жоктау"
продолжается в течение года. Плач-песня поется
трагическим голосом, от всего сердца и от всей
души. В устном народном
творчестве, а теперь и в письменном, есть немало
образцов "жоктау". Добрые слова, похвала,
рассказ о жизненном пути умершего - все это в
"жоктау" складывается в красивые и умело
сложенные стихи. "Жоктау" пели жена, сестры,
дочери и другие близкие покойного (женщины). По обряду женщины, которые
поют "жоктау" в течение трех дней, не готовят
еду. Данный обряд указывает на высокую культуру,
приличие. Каждый уважающий себя гражданин просто
обязан передавать подрастающему поколению
наследие своего народа во всей его значимости. Актай
жоктау Плач-песня невесты. Может
случиться и так, что, не успев сыграть свадьбу,
жених погибал или умирал. В таких случаях невеста
тоже пела "жоктау". Пела о несбывшейся мечте,
о невосполнимой утрате, выражая свое сочувствие
родителям жениха. Это называлось "актай
жоктау". Ныне "актай жоктау" забыто. Корису Плач-песня об умершем при
встрече с родственниками. Близких родственников,
родителей, родных и других, приехавших на
похороны, встречали с "корису". В
плаче-сожалении - скорбь, воспоминание о хороших
делах покойного, о его мечтах. В южных областях
Казахстана даже мужчины встречают друг друга на
похоронах плачем, в центральных же - только
женщины. Кара
тигу Знак траура. Дом, где
кто-либо умер, называют "каралы уй" -
траурный дом. В знак траура вывешивается черный
флаг, знамя, чтобы проезжающие могли посвятить
"куран" усопшему. Такой дом всегда готов был
встретить гостей. "Жоктау" (плач)
продолжается в течение года, после годовщины и
поминального аса выполняются ритуальные обряды,
как "тул аудару", "каралы тенди бузу",
"кара жыгу". Сваты умершего,
родственники, родные, аулчане и др. приглашают к
себе домой семью усопшего, выражая этим свое
сочувствие и предлагая помощь. Они помогают в
хозяйстве, стараются не оставлять горюющих
одних, разделяют тяжесть утраты. Это древняя
традиция наших дедов и прадедов в проявлении
сочувствия, человечности, заботы о ближнем,
закон, который никто не имеет права нарушить. Он
до сих пор свято чтится. Да и никто не нарушит эту
традицию, пока живет и процветает такая нация,
как казахи. Жаназа Ритуальный обряд проводов
по усопшему. Мулла отпускает умершему все грехи,
дается подаяние, посвящается "??ран".
Спрашивают о его прошедшей жизни, а также были ли
у него долги. Если он должен был кому-то, то
человек мог потребовать долг или простить.
"Жаназа" -одна из последних почестей,
оказываемых умершему. Дауир
айналдыру Религиозный обряд,
совершаемый перед похоронами. Чтобы облегчить
грехи умершего на том свете, мулла перед
похоронами отпускает грехи, что и называется
"дауир айналдыру". Однако религиозные лица
придают этому понятию, обряду иной оттенок,
поэтому в некоторых регионах "дауир
айналдыру" не выполняется. Суйекке
киру Обмывание покойного.
Процесс обмывания совершают люди одного
возраста с покойным, могут быть и старше.
Покойный может как в завет определить, кто его
будет обмывать. По шариату этот процесс
выполняется людьми из разных родов в количестве
5-ти ,7-ми человек. В их обязанность входит обмыть
тело. Если покойный женщина, то ее заворачивают в
саван пятикратно, а если мужчина - трехкратно. Сыйыт Раздача одежды покойного.
По древнему обычаю дорогие, памятные вещи
умершего раздают выполнившим похоронный ритуал,
родным, ровесникам, близким людям. По примете,
если не выполняется данный ритуал, то покойный на
том свете останется без одежды. Аманат
кою Временное захоронение
умершего. Зимой, если невозможно было довезти
тело умершего до родных или до священных мест
(например, мечети Кожа Ахмет Яссауи), покойного
хоронили временно по дороге, то есть "аманат
кояды". Раньше "аманат кою" было частым
явлением. К примеру, любимого сына Абая
Абдрахмана сперва похоронили по обычаю
"аманат кою", а затем уже на родине. Топырак
салу Горсть земли. Во время
похорон положить в могилу горсть земли -
немаловажный ритуал. Обычно близкие
родственники, не положившие горсточку земли, не
успевшие по каким-либо причинам, очень сожалели
об этом. Положить горсть земли близкому
родственнику, другу-это дань уважения, знак
прощания с покойным. При этом покойному желают:
"Пусть земля ему будет пухом". Бата
жасау "Бата жасау" (букв,
бата - молитва; жасау - читать, произносить). В знак
уважения к умершему его семье преподносят
лошадь, корову, барана, а в нынешнее время
оказывают денежную помощь. Это знак почитания и
материальная помощь семье усопшего. По обычаю
родственники умершего специально едут выразить
соболезнование по поводу кончины и преподносят
"жасау". Не выразить сочувствие,
соболезнование считается позором. "Бата
жасау"- знак человечности, взаимоуважения,
внимания. Дуга
(куран) оку Посвящение молитвы
покойному. Огромным человеческим долгом
считается чтение молитвы в память об усопших
дедах, прадедах, родственниках, близких у могилы.
Ведь очевидно, что рано или поздно каждого
постигнет такая участь. Если так, то почитание
умерших - священный долг каждого. Вместе с этим,
проходя или проезжая мимо кладбища, необходимо
по традиции прочитать "дуга" (куран) и
провести ладонями по лицу. Это знак человечности,
уважение живыми усопших. В
казахских степях есть множество кладбищ святых,
мимо которых нельзя пройти или проехать без
"дуга". Пидиа Оплата долга умершего.
Неоплаченный долг умершего, невыполнение
обязательства или вина перед кем-то искупается,
то есть выплачивается, что и называется
"пидиа". По шариату ислама она дается
малоимущим, сиротам, калекам.
Тулдау У коня, оставшегося без
хозяина, если тот умирал, обрезали хвост и гриву,
но ни в коем случае не стригли, а отпускали на
пастбище. Он выгуливался до года, затем его
резали на годовщину со дня смерти хозяина. Такого
коня называют "тул ат", то есть без хозяина.
Одежду же умершего вывешивали, вывернув
наизнанку. Седлом никто не пользовался. Жена в
знак траура снимала все свои украшения,
накидывала на голову покрывало - "буркей"(от
глагола буркену - укрываться). Во все черное
казахи не одеваются. После
годовщины со дня смерти можно пользоваться
седлом, одежда приводится в порядок, жена снимает
"буркей"(покрывало). В народе это называется
"тул аудару". Присутствующие при этом родные
и близкие посвящают "куран", взрослые дают
"бата" (благопожелание).
Осиет Завещание.
"Осиет"-последняя просьба, завещание, совет
умирающего своим детям, родным, близким. По
традиции дети, родные и близкие обязаны
выполнить его. Как
было указано в "Жети жаргы", "осиет"
освидетельствуется в присутствии родных и муллы.
Аруакты
еске алу Поминки. После кончины
кого-либо по истечении 7-ми, 40 дней устраиваются
поминки. В некоторых регионах отмечают 3 дня и 100
дней. Специально режут живность, съезжаются
родственники, близкие посвящают "дуга".
Исполняется плач-песня по умершему "жоктау",
вспоминают хорошие дела, лучшие черты умершего. Выражают
сочувствие детям, родным. Когда исполняется
ровно год со дня кончины, отмечается годовщина
(жылы). Это последний почет покойному, далее семья
может устраивать поминки в тесном кругу. После
годовщины снимается траур, и семья живет обычной
жизнью. Младенцу такие ритуальные обряды не
устраиваются. Устраивают только в семейном
кругу. Состоятельные люди организовывают
поминальный "ас" (угощение в честь умершего)
по умершим родным. "Ас" отмечался как
большое событие, той с обильным угощением. Шек
беру Угощение в честь умершего.
Перед "ораза" (пост) и поминальным
"айтом" режут живность и посвящают
"дуга" умершим, что называется "шек
беру". Приглашают старейшин, родных и близких.
Вспоминают своих умерших родителей,
родственников, знакомых. Эта традиция сохранена
и поныне. Жерошак
майлау Устраивать поминальный
"ас"(угощение) знаменитым, почитаемым
людям-древний обычай казахов. Для этого
проводятся большие подготовительные и
организационные работы, объявляют "сауын"
(специальное приглашение на поминальный ас). За
день-два до назначенного времени проверяют ход
подготовки, устраивается заключительное
заседание организационного комитета. Для чего
режут скот и проводят небольшой той перед таким
крупным мероприятием, как ас. Ответственные за
проведение этого аса выражают свою преданность в
защите чести своего народа. Это и называется
"жерошак майлау". Ас Поминальный той в связи с
годовщиной со дня смерти знаменитых, уважаемых
людей. "Ас" дается уважаемым, известным
людям и проходит, как большой той. Это особый
почет, оказываемый памяти умершего. Из всех жузов
приглашают известных аксакалов, батыров, акынов,
борцов, певцов-импровизаторов. Ставятся сотни
юрт для гостей. Затраты на ас были огромны.
Победителей состязаний, а это были скачки, борьба
и т.д., ждали ценные подарки и крупные призы. "Ас"
могли давать только состоятельные люди. Об асах
Абылай хана, отца Кунанбая Оскенбая и других
известных людей ходят легенды.
"Ас"-показатель богатства и единства
данного жуза, рода, благородства и щедрости,
выражение сплоченности народа. "Ас" также
имеет государственное, экономическое,
дипломатическое значение. Тул
аудару После
годовщины покойного его семья должна снять
траур. Данный обряд выполняется традицией "тул
аудару". Снимают черный флаг (знамя), который
был поднят в знак траура, наизнанку вывернутая
одежда покойного приводится в порядок. Конную
сбрую с седлом отдают самому близкому другу или
передают сыну в наследство. Жена, дочери снимают
"буркей"(накидки). При проведении обряда
присутствуют дети, родные, друзья покойного,
посвящается "куран". Аксакалы дают советы и
благословляют. С этого дня, после "тул
аудару", семья начинает жить обыденной жизнью.
Кара
жыгу Снятие знака траура (флага, знамени). Знак траура, черный флаг, знамя снимается только после годовщины, поминального аса. Снимают черный флаг, древко и знамя ломают и сжигают, предварительно истоптав его ногами. После этого близкие родственники и родные, дети, жена, аксакалы аула посвящают "куран" и дают благословение. Исполняют последний "жоктау". "Тул аудару" означает снятие траура. |
Письма с вопросами отправляйте на наши адреса: |
Михаил | Общий | Максим | ||||
4michael@newmail.ru | tradkz@narod.ru | almakol@rambler.ru |